Обо мне Гостевая Астрология Наша профессиональная команда Мои книги Форум Психология Школа САМОреализации Игоря Пинчука Форум ВШКА


Алла Козырева. Стихи и их психологическое воздействие на читателя

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда

Анна Ахматова

Слова, стоящие в конце строк стихотворного текста, да еще зарифмованные, оказывают сильнейшее воздействие на психику человека. В данном случае это слова «сор» и «стыд». Предположим, это стихотворение читает талантливый человек, не уверенный в себе. Что помешает сделать ему подсознательный вывод о том, что он «нашел свой талант на помойке»? Как он будет оценивать поэзию и себя?

Недаром об этом стихотворении очень жестко отозвался русский философ Иван Александрович Ильин, который говорил о недопустимости того, чтобы стихи «росли из сора», а считал приемлемыми только такие произведения, которые написаны «из сокровенной глубины сердца». Стихи с сильным «негативом» встречаются очень часто (вся наша цивилизация проникнута духом негативизма, зачем же усугублять это еще в искусстве?). Чего стоит детское стихотворение «Мойдорыр» Чуковского:

Ах ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросенок…

- и так по всему тексту до самого конца, когда уже умывшийся герой опять называется грязнулей. Все это проходит в детское подсознание и оставляет там не самый лучший отпечаток. А подсознание (или бессознательное, как выражаются психологи), как известно, не умеет критиковать поступающую информацию и не понимает слова «нет». Поэтому даже «не грязнуля» будет воспринято как «грязнуля».

Корней Иванович, конечно, уже умер, но Мойдодыр жив, он живет в нас бомбой замедленного действия!

Почему бы нам всем, пользующимся словом, особенно - печатным словом, не задуматься о том, «как слово наше отзовется»?

Сильное воздействие оказывают не только слова в конце строки, рифмы, но также слова, стоящие в начале строк; слова, переставленные по сравнению с обычном порядком слов; слова, выделенные любыми другими способами, например, просто неожиданные в данном контексте; слова, напечатанные не так, как все произведение; яркие метафоры.

Литературных приемов, конечно, множество, и мы их знаем, но вот для чего мы их употребляем – для того, чтобы усиливать тоску и уныние?

Очень важен также общий настрой произведения. Часто встречаются вещи противоречивые, подтекст которых «спорит» с основной идеей.

Почему мы часто обращаемся к Пушкину? Он умел быть четким и ясным и выражать именно то, что хотел сказать, давать мощный энергетический заряд, и в целом его творчество наполнено созидательной энергией:

"Да здравствует солнце,
Да скроется тьма."

"Здравствуй, племя младое, незнакомое"

"Глаголом жги сердца людей".

В чем главные сложности для поэта и писателя, желающего быть позитивным в своей речи и передать талантливо и реалистически позитивные события?

Во-первых, У НАС НЕ РАЗРАБОТАН ПЛАСТ ЛИТЕРАТУРЫ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ ОПЫТУ.

Это объективная трудность, но это и великий вызов для тех, кто хочет писать о различных полетах. А раз хочешь, значит, можешь, а раз можешь, значит, будешь, разве не так!

Во-вторых, у нас нет привычки осознавать и продумывать до сокровенных тонкостей то, что мы хотим выразить. Лично мне в при написании некоторых стихотворений помогает только интуиция, которая говорит: «Стоп! Зачем выливать личное чувство обиды на невинных читателей! Перепиши то же по-иному! Может, дело в реальности отличается от того, что тебе сгоряча кажется!» Чаще всего удается осмыслить ту же идею по-новому.

В-третьих, нужно следить за тем, чтобы произведение о положительных сторонах жизни не было плакатным, чтобы оно шло из глубины сердца, тогда и слова подходящие найдутся. Для этого надо знать, чего хочет наше сердце – и это, я думаю, корень таланта. Это нелегко, но осуществимо.

Казалось бы, о счастье ничего интересного не напишешь. Однако есть замечательный американский поэт Уолт Уитмен, который умел писать талантливо и о позитивном человеческом опыте. Есть Ричард Бах, который о полетах пишет так, что летать хочется каждому его читателю.

Существует много талантливых людей, которые не знают, нужно ли кому-нибудь их искусство, они могли бы поразмыслить о возможностях разработки нового пласта художественного творчества.

Таким образом, можно будет «разогнуть спину» и добиться чего-то истинно нового в искусстве – и возможно, помочь другим людям. При этом кажется целесообразным не делать негативных обобщений, стараться показывать пути индивидуации, самореализации, какими трудными бы они ни были.

Я не пытаюсь ограничить творческую свободу, как, возможно, кажется, а стараюсь показать, что есть ценные неразработанные области в искусстве.

Я стала задумываться над тем, как лучше донести до читателей свои чувства под влиянием семинара по психологии под руководством Е.Л.Яковлевой и М.Р.Гинзбурга. Я стараюсь работать в данном направлении:

Возьми мое сердце крылатым!

По синим полям, по дорогам астральным

Мужчина не должен бродить гениальным.

Куда же нормальному парню деваться?

Наверное, брать и отдаваться.

Но сердце не ищет гармонии с телом,

Всегда оно рвется к безмерным пределам,

Как Бога великого атом.

Возьми мое сердце крылатым!

Читателю

Ты мой любимый,

Хоть тебя я не вижу.

Ты мой любимый,

Хоть тебя я не знаю.

Нет у меня никого тебя ближе.

Ты моя главная забота земная.

Какой ты ни есть –

Я тебя принимаю.

Какой ты ни есть –

Ты всегда золотистый.

Ты ветер, от свежего солнышка чистый,

А если женщина – яблоня наливная,

И все вокруг – ее нежные дети.

А если девчонка –

Стрекоза на рассвете.

А если мальчишка –

Юнга бессмертный.

Читатель, всегда неожиданно верный,

Бережный,

Ты мой любимый.

Hosted by uCoz