Обо мне | Гостевая | Астрология | Наша профессиональная команда | Мои книги | Форум | Психология | Школа САМОреализации Игоря Пинчука | Форум ВШКА |
Слова, стоящие в конце строк стихотворного текста, да еще зарифмованные, оказывают сильнейшее воздействие на психику человека. В данном случае это слова «сор» и «стыд». Предположим, это стихотворение читает талантливый человек, не уверенный в себе. Что помешает сделать ему подсознательный вывод о том, что он «нашел свой талант на помойке»? Как он будет оценивать поэзию и себя?
Недаром об этом стихотворении очень жестко отозвался русский философ Иван Александрович Ильин, который говорил о недопустимости того, чтобы стихи «росли из сора», а считал приемлемыми только такие произведения, которые написаны «из сокровенной глубины сердца». Стихи с сильным «негативом» встречаются очень часто (вся наша цивилизация проникнута духом негативизма, зачем же усугублять это еще в искусстве?). Чего стоит детское стихотворение «Мойдорыр» Чуковского:
Ах ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросенок…
- и так по всему тексту до самого конца, когда уже умывшийся герой опять называется грязнулей. Все это проходит в детское подсознание и оставляет там не самый лучший отпечаток. А подсознание (или бессознательное, как выражаются психологи), как известно, не умеет критиковать поступающую информацию и не понимает слова «нет». Поэтому даже «не грязнуля» будет воспринято как «грязнуля».
Корней Иванович, конечно, уже умер, но Мойдодыр жив, он живет в нас бомбой замедленного действия!
Почему бы нам всем, пользующимся словом, особенно - печатным словом, не задуматься о том, «как слово наше отзовется»?
Сильное воздействие оказывают не только слова в конце строки, рифмы, но также слова, стоящие в начале строк; слова, переставленные по сравнению с обычном порядком слов; слова, выделенные любыми другими способами, например, просто неожиданные в данном контексте; слова, напечатанные не так, как все произведение; яркие метафоры.
Литературных приемов, конечно, множество, и мы их знаем, но вот для чего мы их употребляем – для того, чтобы усиливать тоску и уныние?
Очень важен также общий настрой произведения. Часто встречаются вещи противоречивые, подтекст которых «спорит» с основной идеей.
Почему мы часто обращаемся к Пушкину? Он умел быть четким и ясным и выражать именно то, что хотел сказать, давать мощный энергетический заряд, и в целом его творчество наполнено созидательной энергией:
"Да здравствует солнце,
Да скроется тьма."
"Здравствуй, племя младое, незнакомое"
"Глаголом жги сердца людей".
В чем главные сложности для поэта и писателя, желающего быть позитивным в своей речи и передать талантливо и реалистически позитивные события?
Во-первых, У НАС НЕ РАЗРАБОТАН ПЛАСТ ЛИТЕРАТУРЫ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ ОПЫТУ.
Это объективная трудность, но это и великий вызов для тех, кто хочет писать о различных полетах. А раз хочешь, значит, можешь, а раз можешь, значит, будешь, разве не так!
Во-вторых, у нас нет привычки осознавать и продумывать до сокровенных тонкостей то, что мы хотим выразить. Лично мне в при написании некоторых стихотворений помогает только интуиция, которая говорит: «Стоп! Зачем выливать личное чувство обиды на невинных читателей! Перепиши то же по-иному! Может, дело в реальности отличается от того, что тебе сгоряча кажется!» Чаще всего удается осмыслить ту же идею по-новому.
В-третьих, нужно следить за тем, чтобы произведение о положительных сторонах жизни не было плакатным, чтобы оно шло из глубины сердца, тогда и слова подходящие найдутся. Для этого надо знать, чего хочет наше сердце – и это, я думаю, корень таланта. Это нелегко, но осуществимо.
Казалось бы, о счастье ничего интересного не напишешь. Однако есть замечательный американский поэт Уолт Уитмен, который умел писать талантливо и о позитивном человеческом опыте. Есть Ричард Бах, который о полетах пишет так, что летать хочется каждому его читателю.
Существует много талантливых людей, которые не знают, нужно ли кому-нибудь их искусство, они могли бы поразмыслить о возможностях разработки нового пласта художественного творчества.
Таким образом, можно будет «разогнуть спину» и добиться чего-то истинно нового в искусстве – и возможно, помочь другим людям. При этом кажется целесообразным не делать негативных обобщений, стараться показывать пути индивидуации, самореализации, какими трудными бы они ни были.
Я не пытаюсь ограничить творческую свободу, как, возможно, кажется, а стараюсь показать, что есть ценные неразработанные области в искусстве.
Я стала задумываться над тем, как лучше донести до читателей свои чувства под влиянием семинара по психологии под руководством Е.Л.Яковлевой и М.Р.Гинзбурга. Я стараюсь работать в данном направлении:
Возьми мое сердце крылатым!
По синим полям, по дорогам астральным
Мужчина не должен бродить гениальным.
Куда же нормальному парню деваться?
Наверное, брать и отдаваться.
Но сердце не ищет гармонии с телом,
Всегда оно рвется к безмерным пределам,
Как Бога великого атом.
Возьми мое сердце крылатым!
Читателю
Ты мой любимый,
Хоть тебя я не вижу.
Ты мой любимый,
Хоть тебя я не знаю.
Нет у меня никого тебя ближе.
Ты моя главная забота земная.
Какой ты ни есть –
Я тебя принимаю.
Какой ты ни есть –
Ты всегда золотистый.
Ты ветер, от свежего солнышка чистый,
А если женщина – яблоня наливная,
И все вокруг – ее нежные дети.
А если девчонка –
Стрекоза на рассвете.
А если мальчишка –
Юнга бессмертный.
Читатель, всегда неожиданно верный,
Бережный,
Ты мой любимый.
>